Профилактика наркомании — одно из важнейших направлений социальной политики Правительства Москвы. Особое внимание уделяется профилактике подростковой наркомании и токсикомании.

В последнее время все больше несовершеннолетних вовлекаются в торговлю наркотиками, поскольку это способ не только заработать на очередную дозу, но и получить постоянный доход.

Анализ уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, показывает, что многие подростки, вовлеченные в преступную сферу, являются учащимися образовательных учреждений. Значительную часть времени они проводят в стенах школы, что позволяет отнести образовательные учреждения к ведущему субъекту профилактики.

Сегодня в каждой школе в состав педагогического коллектива входят детские психологи, социальные педагоги, которые должны обладать сведениями о внешкольной жизни детей, помогать им в организации досуга.

Особое внимание уделяется учащимся, состоящим на внутришкольном профилактическом учете. Согласно многочисленным рекомендациям для учреждений системы профилактики социальные педагоги должны чаще общаться с родителями ребенка, выяснять, с кем он контактирует. Нередко только школа может помочь несовершеннолетнему в решении трудных ситуаций, помочь ребенку и родителям не остаться наедине с проблемами, из которых они не всегда могут найти выход сами.

Проверки образовательных учреждений показывают, что зачастую работа социальных педагогов и психологов носит формальный характер. Далеко не всегда они могут своевременно разглядеть проблему и подключить к ее решению другие субъекты профилактики.

Ярким примером тому является случай, произошедший в одном из районов Южного округа столицы.

Старшеклассник В. длительное время состоял на внутришкольном учете из-за неуспеваемости, опозданий и самовольных уходов с уроков. Два года профилактической работы не дали никаких результатов, поведение В. в целом не изменилось. Однако это не послужило тревожным сигналом для педагогического коллектива школы. Информация о данном подростке в инспекцию по делам несовершеннолетних поступила только по факту совершения им административного правонарушения, связанного с употреблением наркотических веществ.

Такая несвоевременная организация развернутой профилактики уже не смогла изменить противоправного поведения В., и спустя четыре месяца несовершеннолетний был задержан сотрудниками наркоконтроля за сбыт наркотиков. Прямо на территории школы, в дневное время, когда проходили занятия. За свою преступную деятельность В. был помещен в специализированное учреждение закрытого типа.

Приведенный пример свидетельствует о том, что школы нередко забывают о возложенных на них воспитательных функциях и функциях по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Часто в погоне за званием лучшего образовательного учреждения интересы детей отодвигаются на задний план, становятся второстепенными.

Старший помощник прокурора Нагатинской межрайонной прокуратуры Ю.Б. Лекомцева